Top.Mail.Ru
Государственные деятели Таджикской АССР: Аббас Алиев – Народный комиссар просвещения
Новости

Государственные деятели Таджикской АССР: Аббас Алиев – Народный комиссар просвещения

Одним из основателей советской системы школ и просветительных учреждений Таджикской ССР был первый Народный комиссар просвещения республики Аббас Алиев (1899–1958 гг.).

Аббас Алиев родился в Бухаре. В детстве, оставшись сиротой после казни отца бухарским эмиром, он начал работать на железнодорожной станции Чорджоу, где в начале XX века проживали русские рабочие и железнодорожники. Здесь Алиев познакомился с большевиками и примкнул к революционному движению против царского самодержавия и эмирского режима. В 1917 году он вступил в ряды социал-демократической большевистской партии и вел активную агитационную работу среди населения. Алиев принимал участие в свержении эмирской власти в Бухаре, за что был награжден орденом Бухарской народной республики «Золотая звезда».

В своей биографии А. Алиев отмечал, что в руководстве Бухарской НСР у власти оказались буржуазные националисты (узбекские националисты), проводившие антинародную политику. По словам академика Мухаммаджона Шакури, Алиев активно участвовал в разоблачении панузбекской и антитаджикской политики руководства Бухарской республики, организовав народный митинг в Бухаре. Это вызвало недовольство властей, и Алиев был арестован. Благодаря вмешательству представителя ЦК РКП(б) Соколова он был освобожден и направлен на учебу в Москву.

В 1922 году А. Алиев поступил в Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ) в Москве. Однако вскоре по призыву компартии он вернулся в Бухару. В эти суровые годы в стране шла ожесточенная классовая борьба за власть и начиналось строительство основ советского общества. Молодой Бухарской республике требовались проверенные коммунисты, способные вести агитацию и пропаганду новой советской власти.

С 1922 по 1924 гг. Алиев занимал различные должности, в том числе был редактором газеты «Озод-Бухоро» («Свободная Бухара») и заместителем Наркома просвещения БНСР.

Образование Таджикской АССР в 1924 году стало важным историческим событием для таджикского народа. В становлении новой государственности наряду с другими выдающимися деятелями Таджикистана значительный вклад внес первый Народный комиссар просвещения республики Аббас Алиев.

Молодой нарком просвещения возглавил активную работу по формированию новой системы народного образования в Таджикской АССР. В его ведении находилось строительство школ и интернатов для детей-сирот, организация месячников просвещения, строительство первых школ с участием местного населения, приобретение школьных принадлежностей и учебников, а также подготовка первых учителей. Эти шаги стали основой становления народного образования в республике. В 1925–1926 учебном году, по статистическим данным, в Таджикской АССР действовали 57 начальных школ и 8 интернатов.

В декабре 1926 года на первом учредительном съезде Советов Таджикской АССР по инициативе А. Алиева была принята Декларация «О введении всеобщего обучения трудящихся в Таджикской АССР», ставшая одним из первых официальных документов молодой республики.

Наркомат просвещения начал широкомасштабную работу по созданию школ и курсов по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Уже к 1927 году в республике действовали 165 таджикских, 39 узбекских, 3 русских и по 2 туркменских и казахских школ. Трудящиеся впервые получили возможность обучать своих детей не в старометодных религиозных школах, а в новой советской системе, где обучение было бесплатным.

Особое внимание уделялось ликвидации безграмотности среди взрослых. В условиях ТАССР, где большинство населения было долгое время отдалено от исторических культурных центров (Самарканд, Бухара, Ходжент и др.), преобладала неграмотность. Для решения этой задачи при непосредственном участии А. Алиева была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности и образовано общество «Долой неграмотность». В 1927–1928 учебном году уже функционировало 271 курсов и пунктов ликвидации неграмотности, где обучились чтению и письму более 7 400 человек.

А. Алиев внёс значительный вклад в подготовку первых педагогических кадров республики. Обучение учителей велось в Таджикском институте просвещения в Ташкенте (открыт в 1925 году, срок обучения — 2 года), в Ташкентском Среднеазиатском государственном университете (САГУ), а также на педагогических курсах и в педагогическом техникуме, отдельно организованных для женщин-мусульманок.

Кроме того, А. Алиев сыграл важную роль в создании таджикской периодической печати. Он был одним из основателей и главным редактором газеты «Бедории точик» («Пробуждение таджиков»), которая в 1929 году была переименована в «Точикистони сурх» («Красный Таджикистан», сегодня «Джумхурият»), а также журнала Наркомпроса ТАССР «Дониш-омузгор» («Знание — учитель»).

В 1927 году А. Алиев был отозван из Таджикистана и назначен заместителем Наркома просвещения Узбекской ССР. Согласно воспоминаниям таджикского писателя Джалола Икрами, в 1928–1929 годах он заведовал летними курсами переподготовки учителей в г. Бухаре.

В 1929–1933 годах А. Алиев обучался в Университете Красной Профессуры и одновременно занимался научно-исследовательской работой в Институте востоковедения в Москве. Молодой ученый, свободно владея несколькими восточными языками (языки народов Средней Азии, персидский, арабский, урду, турецкий), а также русским, латинским и английским языками, участвовал в научных исследованиях и преподавал курс «История Древнего Востока».

Видный востоковед академик В. В. Струве писал: «Профессора А. Алиева знаю с 1929 года, когда он активно участвовал в расшифровке древних клинописей и преподавал в Московском институте востоковедения, читал курс „История Древнего Востока“. Он безукоризненно знает Восток и главным образом его древнюю историю. Знание многих восточных языков особенно выделяет его среди наших специалистов. За расшифровку клинописей и оказание помощи мне он дважды был премирован руководством института».

Действительно, в тридцатые годы А. Алиев был одним из самых одаренных языковедов среди своих современников таджиков. Владея узбекским, туркменским, персидским, арабским, урду, турецким, а также латинским, английским и русским языками, он освоил и древний язык арамейской клинописи — всего десять языков.

После окончания учебы в Москве в 1933 году А. Алиев был направлен в Среднеазиатский государственный университет в Ташкенте. Он стал первым таджикским профессором, преподававшим в высшем учебном заведении Средней Азии. Вскоре за выдающиеся успехи в педагогической и научной деятельности решением Наркомпроса Узбекской ССР и Государственного Ученого совета РСФСР Аббасу Алиеву было присвоено ученое звание профессора. Среди ученых таджиков А. Алиев стал первым, удостоенным столь высокого звания.

Однако судьба первого таджикского профессора сложилась непросто. В тридцатые годы начались сталинские репрессии против «врагов народа». В 1935 году было сфабриковано судебное дело против А. Алиева: его обвинили как «буржуазного националиста», исключили из рядов Коммунистической партии и приговорили к пяти годам заключения. В своей автобиографии А. Алиев писал: «Вернувшись в Узбекистан, я опять столкнулся со „всемогущим“ Файзулло Ходжаевым (тогда Председатель Совнаркома Узбекской ССР). Выступить против него означало подписать себе смертный приговор. Но всё же я написал специальную научную работу, где раскритиковал концепцию Ф. Ходжаева относительно событий революции в Бухаре (1920 года), и передал её Первому секретарю Средазбюро РКП(б) Зеленскому». Вероятно, работа была передана лично Ф. Ходжаеву, который приказал начать расследование против своего бывшего соратника.

Только в 1939 году А. Алиев был освобожден из заключения и оправдан Верховным судом Узбекской ССР. До этого события в отношении Ф. Ходжаева и других руководителей Узбекистана также были сфабрикованы обвинения, и они были расстреляны как «буржуазные националисты». После освобождения А. Алиев вернулся в Сталинабад и начал педагогическую деятельность на историко-филологическом факультете Педагогического института, где проработал до конца 1947 года. В суровые годы Великой Отечественной войны он внес значительный вклад в подготовку учительских кадров для родной республики.

В последующие годы А. Алиев покинул Таджикистан и работал в высших учебных заведениях городов Фрунзе (ныне Бишкек), Днепропетровск, Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и Алматы. А. Алиев скончался в 1958 году и похоронен в Алматы.

Помимо педагогической деятельности, А. Алиев был известен как ученый-исследователь истории древних государств Востока. В его научном наследии две монографии: «Историография Древнего мира» (Узбек ГИЗ, 1933, 12 печатных листов) и «Древняя история народов Средней Азии» (Узбек ГИЗ, 1936, 4 печатных листа). К сожалению, эти труды малоизвестны таджикской общественности и, возможно, хранятся в личных архивах семьи А. Алиева или в соседних республиках.

Оценив научные труды А. Алиева, Квалификационная комиссия Наркомпроса СССР присвоила ему в 1947 году ученую степень доктора исторических наук. Таким образом, Аббас Алиев стал первым таджикским ученым с высокой ученой степенью доктора наук. По архивным данным, им написано 29 научных работ и переведено более 60 произведений основоположников марксизма-ленинизма на таджикский язык.

Многие страницы жизни этого выдающегося деятеля, яркого организатора советского народного образования, ученого и педагога остаются малоизвестными. Всё, что стало известно о его деятельности до сегодняшнего дня, свидетельствует о том, что Аббас Алиев заслуженно занимает видное место среди героев таджикского народа.

Саъдиев Ш.С., к.и.н., доцент кафедры всеобщей и отечественной истории ФИМО РТСУ

×