Новости

Поэтика и особенности стиля публицистики Мирзо Турсунзаде

Рядом с именами крупных мастеров художественного слова, известных поэтов и публицистов стоит и имя выдающегося поэта, публициста, драматурга Героя Таджикистана Мирзо Турсунзаде. В поэзии и стиля публицистики Мирзо Турсунзаде есть все: широкие масштабные темы, высокие, близкие народу идеи, красота и выразительность поэтического языка и неповторимая музыкальность стиха, свойственная как таджикскому языку вообще, так и струнам щедрой души автора, стремившегося отдать людям все то прекрасное, что волновало его.

Но все же путь в большую литературу будущего народного поэта лежал через журналистику.  Практика газетчика помогла ему черпать вдохновения для будущих произведений из гущи жизни. Именно в 30-е годы, когда М. Турсунзаде сотрудничал в газете «Комсомолец Таджикистана», а затем работал ответственным секретарем этой газеты, рождаются первые творческие замыслы поэзии известные во всем мире.

Однако приходится признать, что изучение публицистики Мирзо Турсунзаде находится в начальной стадии. Объясняется это тем, что в течение многих лет исследователи творчества Мирзо Турсунзаде основное внимание уделяли его поэзии. В этом плане исключением будет работа А. Саъдуллаева «Публицистика Турсунзаде» изданная в 1988 году. В данной работе достаточно глубоко исследована начало публицистической деятельности поэта, борца дружбы между народами Мирзо Турсунзаде, значение идейно-эстетической публицистики и публицистика Турсунзаде, и советские литераторы.

Первые рассказы, очерки, стихотворения Мирзо Турсунзаде собраны в сборнике «Знамя победы» («Байроќи зафар»), вышедшим из печати в 1932 году. Чувство ненависти к старому дореволюционному миру, к оставшимся ещё врагам народа и социалистического государства, героизм нового советского человека в борьбе за досрочные выполнения планов пятилетки, энтузиазм молодежи – такова тематика произведений, вошедших в сборник.

Тридцатые годы явились для Мирзо Турсунзаде годами творческих поисков своей темы, а также художественной формы.  Ряд критиков пытаются утвердить, что поэт с первых шагов был традиционен в своем творчестве, что его стихи носили печать подражания дореволюционной классической поэзии. Однако его стихотворения «Матерям» («Ба модарон»), «Варзобстрой», «Моя Родина» («Ватанам») и другие свидетельствуют именно о поисках нового ритма и стиля, и новых изобразительных средств.

Следует отметить, что очерки в стихах «Гиссарская долина» и «Мы пробивались на Хорог» занимают особое место в творчестве Мирзо Турсунзаде первого периода. Они как бы обобщают мысли и чувства поэта об истории борьбы его народа до революции и о пути, по которому он идет после революции.

В стихотворении «Мы пробивались на Хорог» широко использован прием поэтического послания (мактуби манзум), вообще характерный для таджикской литературы. Мирзо Турсунзаде умело использовал этот прием для создания коллективного послания – от имени строителей Памирского тракта центральному комитету. Прием послания и привлечение фольклорных материалов помогли поэту выразить волю и думы народа.

У Мирзо Турсунзаде, как и у всех советских поэтов, плавный размерный ритм стиха сменяется тревожным и беспокойным. Лирико-поэтические ноты уступают глубоко драматическому звучанию. Стихотворения «До свидания дорогая мама» («Хайр модари азиз»), «Согласие матери» («Ризои модар»), «Сестры» («Хамширањо») и многие другие явились непосредственными поэтическими откликами на события первых месяцев войны. Образ матери, провожающий сына на фронт и вдохновляющий его на ранние подвиги, был особенно близок советским воинам. Поэтический стиль Мирзо Турсунзаде особенно ощутим в его лирике. Внутренний накал чувств, глубоко напряженные силы и воли громко звучат в его стихотворениях.

Публицистика в творчестве Мирзо Турсунзаде проходит через три периода своего развития. Публицистика до военных лет нераздельна с лирикой поэта и посвящена великой социалистической стройке, героике труда, борьба за успешное выполнение сталинских пятилеток, против зазнайства, беспечности и самоуспокоения. В этот период поэт чутко отзывается на злобу дня и на все то, что происходит в его стране, в его родной республике. Вдохновенные, свежие стихи и проза этого периода, весьма актуальные по тематике, насыщены идейным содержанием.

C пафосом великого поэта, лучше всего Мирзо Турсунзаде излагает свои мысли о колониальной Индии в «Цикле индийских стихов». Сильнее всего звучит в этих стихах тема братства. Не любопытствующим туристом был советский поэт на берегах лунного Ганга. Картины Индии ранили его сердце:

«Если спросишь меня: — этот край, на какой широте.

Под какой долготой были встречи далекие те, Гущи черных садов у морей глубокого огня?

Я отвечу тебе: — очень близко в груди у меня!»

Стихи таджикского поэта, об Индии, о Ганге, «роняющим слезы во тьму» воспринимаются особенно остро.

С годами сила логики и аргументации Мирзо Турсунзаде как публициста достигает все большего совершенства. Имя его стало опасным для международной реакции. Лейбористские правители Англии закрыли въезд в Шеффилд на второй всемирный конгресс мира (1950 г.)  Ф. Жолио-Кюри, Э. Коттон, Лафиту, А. Фадееву, И. Эренбургу и Мирзо Турсунзаде. Но эта мера ещё только выше подняла авторитет борцов за мир.

Публицистические статьи Мирзо Турсунзаде звучат как обвинительный акт защитникам колониальной политики. Он правильно отмечает, что угнетенные ждут «Государства – пристанища счастья» и лучшей доли. Он гордо заявляет, что его Родина превратилась в землю счастья, рассказывает, о достижениях совей республики, о новых электростанциях, заводах, об освоении целинных земель.

В одной из своих статей в связи с 20 съездом партии, подводя итоги грандиозных успехов нашего народа, он с большим удовлетворением писал:

«Когда человек думает о беспримерном расцвете своей Родины, о её бескрайных просторах, освещенных светом счастливого труда людей, когда он думает о цветущих городах и деревнях своей Родины, о новых стройках, дворцах, комбинатах – обо всех материальных и духовных качествах, невольно сердце его наполняется гордостью за свой народ».

Многочисленные его статьи о «земле молодости», — советской Родине и Таджикистане, связаны духом пытливого познания жизни. «Мир людям, война пустыням» (1951), «Свет рубиновых звезд» (1951), «Торжество жизни» (1951),  «Мы – молодость мира» (1952), очерк «О нашем современнике» (1957), «Обновленные горы и ущелья» (1964), «Поэзия цифр» (1963), «Поход к вершине» (1967) – эти и многие другие  статьи, вписавшиеся в разные годы, яркими красками рисуют жизнь народа, героику трудовых дней.  Мысли поэта опираются «на наших планов громаде» личности при социализме. Без преувеличения можно сказать, что публицистика Мирзо Турсунзаде воссоздает широкую панораму истории таджикского народа. Исторические сравнения прошлого и настоящего, образы сопоставления и живые факты снова и снова убеждают читателя в правоте дела народного, воспитывают и приумножают его любовь к отчизне.

Пресс- служба РТСУ

×