После обретения независимости в 1991 году, Таджикистан получил возможность самостоятельно управлять своими природными ресурсами, которые стали одним из ключевых факторов для построения национальной экономики. Фундаментальный принцип государственного суверенитета над природными ресурсами закреплён в ст. 13 Конституции Республики Таджикистан, в соответствии с которой земля, её недра, водные ресурсы, воздушное пространство, а также флора и фауна являются исключительной собственностью государства и Таджикистан гарантирует эффективное их использование в интересах народа.
Обретение независимости совпало с началом масштабных экономических реформ, которые преобразовали экономическую структуру страны, обеспечив её переход от централизованного планирования к рыночной экономике. Республика Таджикистан заявила о многоукладности экономики, характерной для современных рыночных систем и закрепила на конституционном уровне правовые гарантии для всех форм собственности равные возможности для развития экономической и предпринимательской деятельности (ст. 12 Конституции РТ).
На современном этапе своего развития Таджикистан продолжает активное развитие рыночной экономики посредством модернизации инфраструктуры, привлечением иностранных инвестиций, созданием благоприятных условий для развития экономической и предпринимательской деятельности. В условиях глобализации республики интегрируется в международные рынки, что открывает новые возможности для торговли и экономического сотрудничества. Однако интенсивное экономическое развитие также сопряжено с известными экологическими проблемами, которые активно обсуждаются на национальном и международном уровнях. Изменение климата, таяние ледников, деградация земель, дефицит питьевой воды, деградация земель, загрязнение воздуха – вот неполный список экологических проблем, с которыми сталкивается Таджикистан сегодня.
Для того чтобы сбалансировать экономическое развитие и охрану окружающей среды, Таджикистан ещё в 2015 году принял правильное решение интегрировать принципы устойчивого развития в свою экономическую политику. После одобрения «Повестки дня в области устойчивого развития» до 2030 года на Саммите Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 года Республика Таджикистан подтвердила свою приверженность идеям устойчивого развития и открыла возможности для использования своих природных ресурсов на основе принципов устойчивого развития. Уже в 2016 году Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 1 декабря 2016 года за №636 была утверждена Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года (НСР-2030), в которой обозначены основные направления достижения ЦУР в Таджикистане. Одной из высших стратегических целей долгосрочного развития республики в НСР-2030 ставится обеспечение энергетической безопасности и экологической устойчивости.
Однако нужно отметить, что интерес Таджикистана к проблеме эффективного использования природных ресурсов вызван не только необходимость исполнения взятых на себя обязательств по интеграции принципов устойчивого развития в национальные планы и стратегии развития. Проблемы экологической устойчивости, энергетической безопасности, энергообеспечения и энергосбережения, а также водный вопрос всегда волновали Таджикистан. На это указывает тот факт, что определённые действенные шаги в решении проблемы экологической усточивости Таджикистан начал предпринимать ещё до официального установления ЦУР в 2015 году. За годы своей независимости Таджикистаном было утверждено и реализовано немало национальных плановых документов и принято специальных законов, направленных на рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Назовём только некоторые из них: Программа стратегия развития реформ в энергетическом секторе Республики Таджикистан (утв. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 27 октября 1998 года, № 417); Закон Республики Таджикистан «Об энергетики» от 29 ноября 2000 год, № 33; Программа по эффективному использованию гидроэнергетических ресурсов и энергосбережению на 2012-2016 годы (утв. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 ноября 2011 года, № 551); Долгосрочная программа строительства малых гидроэлектростанций на период 2009-2020 (утв. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 февраля 2009 года, №73); Закон Республики Таджикистан «Об энергосбережении и энергоэффективности» от 19 сентября 2013 года, № 1018, который сменил собой Закон Республики Таджикистан «Об энергосбережении» от 10 мая 2002 года; Закон Республики Таджикистан «Об охране окружающей среды» от 02 августа 2011 года № 760.
Особо следует упомянуть Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 февраля 2007 года за №41 «Об утверждении Целевой комплексной программы по широкому использованию возобновляемых источников энергии, таких, как энергия малых рек, солнца, ветра, биомассы, энергии подземных источников на 2007-2015 годы». В рамках этой Программы было намечено создание на базе лаборатории возобновляемых источников энергии и материаловедения Физико-технического института имени С.У. Умарова Академии наук РТ Центра исследования и использования возобновляемых источников энергии Академии наук РТ ((ЦИИВИЭ ФТИ АН РТ). Данный Центр занимается изучением и внедрением в инфраструктуру Таджикистана новых экологичных и экономически выгодных видов энергии: солнечной, энергии ветра, биогаз и других видов альтернативной энергии. На сегодняшний день Центр проводится определённая работа по установлению солнечных панелей (батарей) для выработки электроэнергии, солнечных коллекторов для обогрева воды, ветро-генераторов и биогазовых установок.
Что касается самого Закона Республики Таджикистан «Об использовании возобновляемых источников энергии», то он был принят задолго до одобрения «Повестки дня в области устойчивого развития». В частности, Закон датируется 12-м января 2010 года, № 587 и его целью является регулирование правовых отношений эффективного использования возобновляемых источников энергии, а также определение правовых и экономических основ обеспечения повышения уровня энергосбережения, снижения уровня антропогенного воздействия на окружающую среду и климат, экономию и сохранение невозобновляемых источников энергии для будущих поколений.
Говоря о приверженности Таджикистана идеям устойчивого развития, следует также упомянуть о ряде глобальных водных инициатив Президента Республики Таджикистан, с которыми он выходил к мировому сообществу. За период с 2000 года Генеральная Ассамблея ООН приняла по его инициативе 7 резолюций, направленных на решение водных вопросов. Наиболее важными среди них являются: Международный год чистой воды (2003); Международное десятилетие действий «Вода для жизни, 2005-2015»; Международный год водного сотрудничества (2013); Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028». Давая оценку такой президентской активности, известный политолог Хайдаров Р. Пишет, что «… Все эти инициативы преследовали только одну цель – создание универсальной и многофункциональной платформы по обсуждению и поиску оптимальных и рациональных путей решения проблем и задач, связанных с водными ресурсами».
Сказанным мы хотим подчеркнуть, что одобрение Таджикистаном «Повестки дня в области устойчивого развития» до 2030 года на Саммите Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 года – это отнюдь не дань следования общей мировой тенденции, а скорее укрепление взятого ранее курса на рациональное использование природных ресурсов, обеспечение населения чистой и доступной энергией, который в последующем совпал с общими идеями общемировой экологической революции.
И такое совпадение национальных и международных интересов породило новую волну экологических преобразований в стране, которые, в свою очередь, обусловили необходимость обновления правовой базы, регламентирующей эту сферу общественных отношений. В частности, на уровне правового регулирования Таджикистаном непрерывно проводится активная работа по вопросу интеграции ЦУР в национальное законодательство посредством инкорпорирования их задач в национальные плановые документы и совершенствования правовых механизмов их реализации в необходимых сферах жизнедеятельности общества. Как следствие, сегодня можно наблюдать один из очевидных результатов таких мероприятий – прирост эколого-ориентированных правовых норм в действующем энергетическом законодательстве.
И с этих позиций нужно сказать, что выбранная законодателем модель построения отношений в сфере зелёной экономики имеет свои положительные результаты и дальнейшую перспективу. Приведём, к примеру, несколько примеров развития законодательной поддержки возобновляемых источников энергии и, в частности, гидроэнергетики в Таджикистане.
В частности, утверждённая Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2015 года за № 795 Программа освоения возобновляемых источников энергии и строительства малых гидроэлектростанций на 2016-2020 ставила своими целями обеспечить доступ к электроэнергии высокогорные и труднодоступные районы республики, имеющие небольшие, разрозненные поселения. Для этого планировалось к 2020 году построить 64 малых ГЭС общей установленной мощностью от 5 до 10000 кВт. В качестве результата реализации этой Программы на сегодняшний день Таджикистан имеет более 285 действующих малых ГЭС мощностью от 5 до 4300 кВт. Из них 16 единиц малых ГЭС основаны на государственной собственности.
Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 26 июня 2021 года за №252 утверждён План мероприятий по улучшению инвестиционного климата в электроэнергетическом секторе Республики Таджикистан на 2021-2023 годы. В рамках этого нормативного документа ведутся работы по упрощению процедуры подключения к электрической сети, осуществляется внедрение системы учёта произведённой, переданной и распределенной электроэнергии. В ближайшем будущем планируется произведение дифференциации тарифов на электроэнергию. Также запланировано введение в расчётные отношения между поставщиком и получателем электроэнергии эскроу-счета, предназначенного для обеспечения безопасности в их расчетах.
К числу реализованных мероприятий следует отнести реформирование системы корпоративного управления энергетических компаний. В частности, была реструктурирована энергетическая холдинговая компания ОАХК «Барки Точик» путем её разделения на три самостоятельных хозяйствующих субъекта, каждый из которых занят свой функцией: производство электроэнергии, её передача и распределение. Производителем электроэнергии является сама ОАХК «Барки точик», ОАО «Передающие электрические сети» занимается передачей электроэнергии, а ОАО «Распределительные электрические сети», соответственно своему названию, осуществляет деятельность по распределению электроэнергии. Пока все 100% акций каждой из компаний находятся в собственности государства, однако в дальнейшем планируется их приватизация. Взаимодействие названных хозяйствующих субъектов осуществляется по следующей схеме: ОАХК «Барки точик» производит электроэнергию на имеющихся у неё ГЭС и передаёт ее компании ОАО «Передающие электрические сети», которая пропускает электричество через свои линии электропередач (ЛЭП) и передаёт ОАО «Распределительные электрические сети». Последняя завершает производственную цепочку, распределяя электричество по потребителям и осуществляя сбор денежных средств за использование электроэнергии. Из вырученных средств выплачивается доля, предназначенная двум первых хозяйствующим субъектам за производство и передачу электроэнергии. Пределы обслуживания по этой схеме охватывают практически всю территорию Таджикистана, за исключением Горно-Бадахшанской Автономной Области (ГБАО). Данная автономная область Таджикистана обслуживается самостоятельных энергетическим предприятием «Памир Энерджи», основу деятельности которого составляет Концессионное соглашение.
Надо сказать, управление ОАО «Распределительные электрические сети» планируется осуществлять посредством привлечения на контрактной основе известной международной организации. Её название пока не разглашается, но это условие было поставлено Азиатским банком развития (АБР), который является одним из инициаторов энергетических реформ и основным грантодателей этого мероприятия.
Особое место среди правовых документов занимает Стратегия развития «зелёной» экономики в Республике Таджикистан на 2023-2037 годы, утверждённая Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 сентября 2022 года, №482. В соответствии с этим документом Республика Таджикистан ставит перед собой ряд высоких целей и задач, связанных с устойчивым развитием экономики, энергетической эффективностью, инфраструктурным развитием, развитием сельского хозяйства, транспорта, строительства и многими другими аспектами.
Следующим документом стратегического значения является Государственная экологическая программа Республики Таджикистан на 2023-2028 годы, утверждённая Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 01 марта 2023 года, №53. Этот документ устанавливает ряд целей и задач, направленных на улучшение экологической ситуации в республике.
В 2022 году в Налоговый кодекс РТ были внесены изменения, освобождающие ввоз электромобилей, электробусов и троллейбусов от налога на добавленную стоимость и акцизного налога (ст. ст. 21, 286 Налогового кодекса РТ). Кроме того, ввоз таких транспортных средств освобожден от уплаты таможенных пошлин (ст. 34 Таможенного кодекса РТ). Такие фискальные послабления значительно способствуют распространению и стимулированию использования электротранспорта в республике, и, тем самым, содействует качества воздуха, а также способствует сокращению зависимости от ископаемых видов топлива. Этот позитивный пример внедрения зеленых технологий в национальную экономику является важным шагом в направлении устойчивого развития республики.
Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод, что интеграция принципов зелёной экономики в стратегию развития Таджикистана представляет собой важный шаг к обеспечению долгосрочной устойчивости и благополучия. Путь от независимости к устойчивому развитию — это не просто переход от одной экономической модели к другой, но и создание новой парадигмы, в которой экологические и экономические интересы идут рука об руку. При этом надо понимать, что это долгосрочный процесс, требующий постоянных усилий и инновационного подхода, но он является ключом к построению процветающего и устойчивого будущего для Таджикистана и его граждан.
Султонова Тахмина Истамовна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского права РТСУ