Директор Центра геополитических исследований РТСУ Гузель Майтдинова о ситуации на границе Таджикистана и Кыргызстана 20 Сентября 2022
Таджикистан и Кыргызстан заявили, что в результате столкновений на границе в конце прошлой недели с обеих сторон погибли около ста человек и более 150 получили ранения. Стороны обвиняют друг друга в использовании реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Град», танков, минометов и боевых беспилотников.
За последнее время это один из наиболее масштабных конфликтов на киргизско-таджикской границе, что не может не вызывать обеспокоенности как среди региональных политиков, так и среди внешних наблюдателей. Особенно пикантным выглядит то, что столкновения произошли во время проведения саммита ШОС в Самарканде, где обсуждались перспективы развития Центральноазиатского региона, и в числе его участников были таджикский и киргизский лидеры.
Кто первый начал?
Четкого ответа на этот вопрос, как часто бывает в подобных ситуациях, найти практически невозможно. По данным ряда западных СМИ, Кыргызстан начал эвакуацию жителей пограничных с Таджикистаном сел после возникшей перестрелки. Киргизские власти заявили, что вооруженные силы Таджикистана на некоторое время заняли несколько сел на территории страны, однако довольно быстро оставили их.
В пятницу по киргизскому городу Баткен, расположенному в десяти километрах от границы, были нанесены удары из РСЗО со стороны Таджикистана. При этом власти Кыргызстана заявили, что таджикские пограничники открыли огонь по киргизским пограничным нарядам в Ошской области. По информации киргизской стороны, с начала конфликта из приграничных регионов были эвакуированы 137 тысяч жителей. 19 сентября в Кыргызстане объявлено днем национального траура.
Со своей стороны, Таджикистан обвинил киргизские вооруженные силы в обстреле мечети с БПЛА, что, согласно официальным заявлениям, привело к гибели 12 человек. Кроме того, по информации официального Душанбе, несколько человек погибли в результате обстрела школы и машины скорой помощи.
По мнению председателя Центра защиты мира в Азии им. М. Турсунзода заместителя директора Центра стратегических исследований при Президенте Таджикистана Сайфулло Сафарова, одной из причин нынешних столкновений стал «человеческий фактор», так как на момент их начала между киргизской и таджикской сторонами проходили мирные переговоры. По его словам, один из командиров киргизской воинской части доложил своему начальству, что на них совершили нападение таджики и они не отдадут им ни сантиметра киргизской территории.
«Если бы они не напали первыми, таджикская сторона спокойно бы ждала результатов переговоров»,— пояснил «Ридусу» Сайфулло Сафаров.
Впрочем, конфликтная ситуация сошла на нет так же неожиданно, как и началась. Стороны довольно быстро договорились о прекращении огня, а к воскресенью ситуация полностью успокоилась. В воскресенье с лидерами Кыргызстана и Таджикистана Садыром Жапаровым и Эмомали Рахмоном по телефону поговорил российский лидер Владимир Путин. По информации пресс-службы Кремля, он «призвал стороны не допустить дальнейшей эскалации и принять меры к скорейшему урегулированию ситуации исключительно мирными, политико-дипломатическими средствами».
Причины конфликта
Для большинства непосвященных последние события на киргизско-таджикской границе стали настоящим шоком, особенно с учетом молниеносного начала конфликта и не менее быстрого его окончания. Между тем противоречия между Таджикистаном и Кыргызстаном имеют давнюю историю, схожую по своей сути с подобными конфликтами в других уголках бывшего СССР.
В основе лежат пограничные проблемы, говорит Сайфулло Сафаров.
«Из более чем 900 километров границы около половины не демаркировано. На этих участках и греют руки всевозможные провокаторы. Они провоцируют конфликты между местными жителями, закрывая дороги, нападая на пограничные села или простых граждан»,— пояснил он «Ридусу».
Последняя серьезная стычка на границе двух стран, предшествующая нынешней, произошла в апреле 2021 года. Тогда с обеих сторон было убиты около 55 и ранены 205 человек.
Одной из основных «точек нестабильности» является Баткенская область — самый отдаленный регион Кыргызстана, граничащий с Таджикистаном и с Узбекистаном. На ее территории находятся семь таджикских анклавов. Нынешний вооруженный конфликт вспыхнул вблизи одного из них — Воруха, где проживают около 35 тысяч граждан Таджикистана. Все села, относящиеся к этому анклаву, окружены киргизскими населенными пунктами и сельскохозяйственными угодьями. В ряде мест Воруха граница проведена нечетко, что периодически приводит к конфликтам между местным населением и пограничниками. Важнейшим предметом спора в этом районе является дорога, соединяющая основную территорию Таджикистана и Ворух. По ранним советским картам она относилась к территории Таджикской ССР, а по более поздним — к Киргизской. При этом спорная дорога является единственным способом добраться из Лейлекского района в Баткенский.
Помимо спорных дорог и недемаркированных границ, не менее значимым конфликтным фактором остаются и нерешенные территориальные проблемы.
Сайфулло Сафаров вспоминает, что Таджикистану не вернули несколько тысяч гектаров, отданных киргизам в аренду под пастбища в годы СССР. При этом, по его словам, сразу с обретением независимости Таджикистан передал Кыргызстану 50 тысяч гектаров в Алайской долине с тремя тысячами населения.
«Я помню, как уговаривали население этих деревень переходить в гражданство Кыргызстана. Население не слушало местных акимов, и правительство Таджикистана поручило тогдашнему заму премьер-министра Акбару Тураджонзода поехать туда и убедить людей»,— говорит Сафаров.
Не границами едиными
Несколько шире смотрит на причины конфликта евразийский геополитик, этнолог, историк и археолог из Таджикистана Гузель Майтдинова. Она является профессором кафедры истории и теории международных отношений Российско-Таджикского (Славянского) университета (РТУ), директором Центра геополитических исследований Российско-Таджикского (Славянского) университета, исполнительным директором Центральноазиатского экспертного клуба «Евразийское развитие» в Душанбе.
По мнению Майтдиновой, конфликт, произошедший 15–16 сентября на таджикско-киргизской границе, связан не только с неурегулированностью государственных границ между двумя странами, но и со сложностью этнополитических проблем в Ферганской долине.
«Это самый густонаселенный регион, где переплетаются этнотерриториальные проблемы, дефицит воды, земли, ландшафтно-климатическая обусловленность расселения населения двух стран, деятельность организованных преступных сообществ, религиозного экстремизма определяют здесь степень этнополитической напряженности. Конфликты вдоль таджикско-киргизской границы вспыхивали в этом году почти ежемесячно»,— пояснила «Ридусу» Гузель Майтдинова.
По ее словам, инцидент, который произошел 15–16 сентября, связан прежде всего со сложностью реализации достигнутых договоренностей. Здесь она вспоминает о соглашении, достигнутом сторонами, относительно выделения земельных территорий вокруг анклава Ворух для строительства обходной дороги, соединяющей его с таджикской территорией.
«К сожалению, до сих пор договоренности не выполняются киргизской стороной, то есть здесь явно присутствует недостаточная политическая воля для разрешения пограничных проблем, и это является одной из серьезных причин конфликтов. Срыв выполнения согласованных позиций по разрешению пограничных проблем все чаще приводит к кровавым конфликтам», — напоминает Гузель Майтдинова.
По ее мнению, здесь прослеживается тенденция к превращению конфликтных ситуаций в таджикско-киргизских отношениях в стратегические противоречия, которые как самостоятельные факторы в обозримом будущем будут создавать серьезные вызовы региональной стабильности.
«Темные силы», или Будет ли война между Таджикистаном и Кыргызстаном?
Может ли нынешняя конфликтная ситуация привести к более серьезным последствиям вплоть до начала военных действий? Отвечая на этот вопрос, собеседники «Ридуса» пытаются избегать прямых оценок и выводов.Сайфулло Сафаров акцентирует внимание на том, что таджикский и киргизский народы долгое время жили в мире и согласии и вполне могли бы жить так и дальше, если бы некие силы не раздували конфликт в своих корыстных интересах. Определенные опасения он связывает и с тем, что локальные группы представителей одной страны проживают на территории другой.
«Мы с киргизами еще долго жить будем рядом как соседи, и мы не желаем с ними никаких конфликтов. Раньше киргизов не было на этих территориях, и проблемы тоже не было. Потом они начали работать чабанами в колхозах Таджикистана и обосновались на наших землях»,— говорит Сафаров.
Это, по его словам, никак не влияло на взаимоотношения между представителями народов, напротив, многие из них за это время успели стать даже родственниками. Ситуация изменилась в последние годы, когда «некоторые провокаторы», как называет их Сайфулло Сафаров, для решения своих политических проблем начали играть с этой темой.
Сафаров надеется на активность киргизского гражданского общества, которое, опираясь на добрососедские отношения и демократическую культуру, способно предотвратить провокации со стороны тех, кто в образе «героев нации» пренебрегает национальными интересами киргизов ради своих мафиозных интересов.
Гузель Майтдинова тоже считает, что страны способны избежать крайних мер в своем противостоянии, при этом свои надежды она связывает с двусторонними переговорами.
«В настоящее время в результате переговоров МИД двух стран усилиями глав комитетов национальной безопасности Таджикистана и Кыргызстана боевые действия прекращены. Будет создана совместная комиссия по расследованию причин конфликта 15–17 сентября 2022 года. Оба государства намерены решать двусторонние проблемы дипломатическим путем»,— резюмирует она.
В то же время, по словам Майтдиновой, для решения сложной пограничной проблемы Таджикистана и Кыргызстана странам требуется твердая политическая воля и готовность к определенным компромиссам в пограничном урегулировании.
Источник https://www.ridus.ru